К ранней истории управления качеством в здравоохранении Пирогов, Найтингейл и Кодман
DOI:
https://doi.org/10.21638/spbu11.2024.106Аннотация
Качество медицинских услуг часто описывают с помощью модели Донабедиана («структура — процесс — результат»). Вместе с тем основа этой модели была заложена в работах более ранних мыслителей, занимавшихся вопросам здравоохранения в XIX и начала ХХ в. В статье основное внимание уделяется двум хирургам Н. И. Пирогову, Э. А. Кодману и одной медсестре-заведующей Ф. Найтингейл, которые принимали то или иное участие в управлении лечебными учреждениями. У них не было теоретического и практического опыта, поскольку они были пионерами в области управления качеством. В то время не существовало даже концепций качества и управления, как и многих других областей, таких как верное понимание происхождения госпитальных инфекций, научное мышление в медицине и сестринском деле, а также статистические и методологические инструменты для изучения и улучшения здравоохранения. Идеи по совершенствованию здравооранения были оригинальными, но вместе с тем укорененными в систему мировоззрения своего времени. В публикации прослеживается развитие представлений об управлении качеством трех выдающихся специалистов, чей опыт привел к значительным улучшениям в медицине, воспринимаемых нами сегодня как данность.
Ключевые слова:
история медицины, Пирогов, Найтингейл, Кодман, обеспечение качества, здравоохранения
Скачивания
Библиографические ссылки
References
Russia: The contribution of the surgeon Nikolay I Pirogov. Journal of Medical Biography, 2019, vol. 29, no. 1, pp. 9–18.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Медицина» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями Лицензионного Договора с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.